КЕЙСЫ
#АкадемияНаставников
#АкадемияНаставников
#АкадемияНаставников
#АкадемияНаставников
#АкадемияНаставников
#АкадемияНаставников
СТАРТ ПРОЕКТА
ПРИМЕР АНАЛИЗА СИТУАЦИИ
Юрий Сергеев
Методолог, член наблюдательного
совета АНО «Институт Шифферса»
В этом модуле мы на конкретном примере покажем как может быть реализован анализ ситуации, предложим выполнить упражнение и, наконец, покажем образец его решения.
Проект от анализа ситуации (предприятия/рынка/отрасли/территории)
В рамках движения «Юниоры AtomSkills» в городе N в 2019 г. коллектив Института Шифферса по заказу Корпоративной Академии «Росатома» проводил проектную инженерную школу для старшеклассников длительностью шесть дней. Школа проходила на базе детского лагеря, аудитории в котором оснастили компьютерами и необходимым оборудованием.
Первые два дня должна была проходить проектная сессия по разработке замыслов проектов, далее три дня отводились на детальное проектирование и создание прототипов технических решений.
  • Этап подготовки
На этапе подготовки темы проектов определялись командой Института Шифферса с учетом приоритетов для «Росатома» и администрации города. Одно из направлений было определено как «Технологии Smart City для ЖКХ». Данное направление, с одной стороны, вписывается в программу Smart City, в которой участвует «Росатом», с другой стороны, находится в зоне интересов города, а также представляет интерес для Института Шифферса. На уровне города субъекты, вовлеченные в реализацию такого рода программ, — это профильный департамент городской администрации и управляющие компании. Кроме того, существуют разработчики и поставщики технических решений в идеологии Smart City.

На схеме показан первый шаг по работе с ситуацией.
ЖКХ — жилищно-коммунальное хозяйство, УК — управляющая компания
Мы определили направление работы и выделили субъекты, которые вовлечены в деятельность. Нас будут интересовать проблемы, с которыми сталкивается город при обслуживании и развитии городской инфраструктуры. Опираясь на эту схему, мы будем прорабатывать ее различные аспекты.
Сотрудник Института Шифферса связался с представителями администрации города, получил контакты руководства управляющей компании, обслуживающей большинство домов в городе, и дал интервью по телефону с целью конкретизировать тему проекта и провести первичный анализ ситуации.
В качестве первой версии руководство компании обозначило проблему установки датчиков учета расхода воды в зданиях, в которых под это физически не предусмотрено место. Работа с этим направлением требовала получения информации о параметрах датчиков, их габаритах, подвальных помещениях домов и т. п. К сожалению, контрагенты эту информацию так и не прислали.
Команда наставников подготовила запасной вариант сценария по своей теме (система умных датчиков для измерения потребления электроэнергии) на случай, если выйти на анализ ситуации с представителями УК тоже не получится.
  • Этап разработки замысла проекта
На этапе разработки замысла проекта в самом начале работы проектной школы представитель управляющей компании приехал на площадку и принял участие в запусковом мероприятии. В течение двух часов он давал интервью о том, как устроена деятельность компании в городе и с какими проблемами она сталкивается.
К сожалению, никаких материалов для серьезной проработки первоначально заявленной темы получить не удалось. Поэтому было принято решение сосредоточиться на одной из проблемных тем в деятельности компании — неточности данных о потреблении ресурсов, которые управляющая компания получает от жильцов обслуживаемых домов. Данная тема была выбрана, поскольку она относится к направлению «умный город», есть заинтересованные в ее разработке, а также несколько вариантов инновационных умных датчиков, которые позволяют автоматически собирать данные.
В результате на входе в работу мы получили:
  • Описание ситуации от заказчика
  • Несколько вариантов технических решений, которые есть на рынке
  • Проблемность ситуации, связанную с тем, что просто закупить и установить умные счетчики управляющая компания не может
Как проанализировать ситуацию и определить направление проекта
Ситуация — это разлад в системе деятельности, когда привычный ход вещей по какой-либо причине перестает работать или работает недостаточно хорошо. Она всегда связана с деятельностью людей (организаций)
Ситуацией нельзя считать поломку какого-либо механизма саму по себе. Поломка может создать ситуацию для эксплуатирующей организации, если та по какой-то причине не может в штатном режиме осуществить ремонт.
Проект разрабатывается от анализа ситуации и выявления проблемы. Сначала, зафиксировав проблему, вы находите принципиальное решение, далее прорабатываете его в деталях.
Проект — это в первую очередь трансформация системы деятельности людей, а не какое-либо техническое изделие. Техническое изделие может лежать в основе проекта
Чтобы проанализировать ситуацию, вам нужно получить представление о том, как устроена деятельность и какие в ней сбои, проблемы, зоны неопределенности. Чтобы получить представление о деятельности, возьмите какой-либо источник (текст, интервью эксперта, видео, описывающие данную деятельность) и пройдите по следующим шагам:
  • Перечислите основные функции в деятельности
  • Определите характер взаимодействия субъектов, реализующих эти функции (или функциональные блоки)
    • последовательность операций по производству продукта
    • управление
    • противоборство
    • другое
  • Нарисуйте схему взаимодействия функциональных блоков
  • Определите, какую деятельность вы нарисовали
    Что это? Определите, это одна цепочка деятельности или их несколько; границы цепочек; какая цепочка ключевая, как она соотносится с другими. Подумайте, в чем новое знание о деятельности, которую вы схематизировали, что нового вы узнали?
Чтобы перейти к анализу ситуации, сделайте следующее:
  • Обозначьте на схеме деятельности, какие сбои в ней присутствуют
  • Какие субъекты участвуют в ситуации?
    Как устроено их взаимодействие? Какие есть ключевые конфликты?
  • Как устроен образ будущего?
    Как должна быть устроена деятельность, чтобы это соответствовало нашей цели?
  • Нарисуйте схему, которая будет изображать сбои поверх системы деятельности
    На этапе прорисовки ситуации в схему деятельности можно будет внести уточнения.
Данные действия можно осуществлять последовательно, но это не обязательно. Например, может быть так, что эксперт расскажет вам про сбои и конфликты, т. е. про ситуацию, а то, как устроена деятельность, вы уточните из текстов.
Пример проекта
Наш проект: создание веб-приложения для контроля и мониторинга показаний приборов учета с использованием технологии «Умный дом».
Анализ ситуации
Вернемся в проектную инженерную школу в г. N. Выслушав представителя управляющей компании, школьники получили задачу в своей группе: нарисовать схему того, как устроен процесс сбора данных с жильцов, и обозначить на ней сбои.
Схема дорабатывалась в несколько итераций. Старшеклассники показывали, что у них получилось, а наставники экспертировали и критиковали их работу, после чего учащиеся делали следующую версию (если вы недостаточно разбираетесь в предмете, то обратную связь можно получить от экспертов или заказчиков).
Школьники были вынуждены найти ряд дополнительных материалов в интернете и провести новые интервью по телефону с сотрудниками управляющей компании, чтобы уточнить детали и получить необходимую информацию. В результате они создали следующую схему:

ПО — показания общедомового счетчика, ПК — показания поквартирных счетчиков, РП — разница показаний
Вспомните шаги по анализу ситуации и найдите, как эти шаги реализованы на схеме. На схеме показаны два канала сбора данных о потреблении ресурсов:
  • Общедомовой счетчик
  • Информация от жильцов или обходчиков с поквартирных счетчиков
При этом жильцы могут обманывать, воровать, ошибаться при сообщении данных, а счетчики могут ломаться. В результате управляющая компания сталкивается с разницей между заявленными и потребленными ресурсами и в конечном счете несет убытки, поскольку не может пресечь воровство или вовремя устранить поломку.
Собирать достоверные данные можно за счет внедрения умных счетчиков, но в настоящий момент нет механизма финансирования их тотальной установки. Управляющая компания не имеет средств на установку счетчиков для каждой квартиры, и невозможно заставить жильцов это сделать. Умные счетчики, установленные в отдельных квартирах, проблему не решают, поскольку свести баланс по дому в целом все равно невозможно.
Постановка проблемы
Глядя на схему, сформулируем проблему: у управляющей компании отсутствует средство, позволяющее получить достоверные данные.
Следовательно, проект должен быть нацелен на создание такого средства. На схеме это средство будет находиться где-то между жильцами и управляющей компанией. Может быть, у вас уже появилась версия принципиального решения этой проблемы? Посмотрите внимательно на схему и подумайте, что это может быть.
Разработка принципиального решения

Участники предложили следующее решение

Суть решения состоит в том, чтобы предложить IT-систему, которая будет нормализовывать данные, поступающие от жильцов и общедомовых счетчиков, с помощью анализа истории и алгоритмов, выявляющих случаи воровства, поломки, ошибок и т. п.
Разработка архитектуры продукта
Дальнейшая работа над проектом состояла в разработке архитектуры продукта, в данном случае — IT-системы.
Детальное проектирование
Участники проанализировали, какие случаи искажения данных бывают, и придумали способы их идентифицировать и нормализовать. Приведем несколько примеров.
Разработка прототипа
Участники, работая над прототипом, успели запрограммировать часть интерфейса и сделать структуру базы данных для этой IT-системы.
Презентация результатов и экспертиза
Презентация проекта в финале школы вызвала большой интерес у представителей администрации города и управляющей компании. Проект занял первое место. Мэр поручил руководству подразделения ЖКХ проработать эту тему.
Дополнительные материалы
В онлайн-курсе «Как стать наставником проектов» анализу ситуации посвящены отдельные ролики: